Валочно-пакетирующая машина
ЛП-19


На лесосеке

Валочно-пакетирующая машина
ЛП-19

Машина предназначена для срезания деревьев и укладки их в пачки, удобные для трелевки. Она является начальным звеном в системе машин (валочно-пакетирующая машина – трелевочный трактор – самоходная сучкорезная машина – челюстной погрузчик), позволяющей выполнять лесосечные работы на основе комплексной механизации без применения ручного труда.

Машина ЛП-19 сконструирована на базе гидравлического экскаватора ЭО-4121 и гусеничного трелевочного трактора ТТ-4. Она состоит из следующих основных узлов: ходовой системы, опорно-поворотного устройства, поворотной платформы с кабиной тракториста, отсеком двигателя, отсеком гидросистемы и манипулятора с захватно-срезающим устройством. Привод всех механизмов, в том числе и ходовой системы – гидравлический.

Максимальный вылет манипулятора машины, считая от центра поворота платформы до центра рабочей зоны захватно-срезающего устройства (до оси захватываемого дерева), составляет 8 м, минимальный вылет 3,5 м. Грузоподъемность манипулятора машины составляет 3,2 тонны. Указанной грузоподъемности соответствуют деревья, диаметром до 60 см. Машину ЛП-19 рекомендуется применять на лесосеках со средним объемом 0,4…0,7 м3 с любым породным составом. Они предназначены для работы в районах с равнинным или слабохолмистым рельефом при крутизне склонов до 10о. Использование машин ЛП-19, учитывая однократный их проход по пасечной ленте, возможно на всех тех грунтах, которые обеспечивают проходимость трелевочных тракторов. Валочно-пакетирующие машины целесообразно применять в незахламленных лесосеках, на которых количество валежных и буреломных стволов не превышает 3…5% общего числа деревьев.

Производительность машины напрямую зависит от мастерства машинистов-операторов, вида рубки леса и организации процесса обработки деревьев. На валке и формировании пачек деревьев предельно возможная по психофизиологическим возможностям машиниста производительность составляет 3,3 дерева в минуту (около 100 м3/ч). Данные показатели достигнуты на соревнованиях. Два оператора, сменяясь через каждые 50 минут друг с другом, на одной машине в Томской области достигли производительности около 80 м3/ч. Передовые машинисты при сплошной рубке за смену обеспечивают эксплуатационную производительность 65 м3/ч, в среднем по лесной отрасли России производительность ВПМ составляет 35 м3/ч. В самых трудных для оператора условиях (выборочные рубки) производительность обработки отведенных лесоводами в рубку деревьев составляет 25 м3/ч.

Машина ЛП-19 выпускалась в 1974...1984 годах. Общее количество этих ВПМ составило 3268 штук.

Изготовитель Йошкар-Олинский завод лесного машиностроения


ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Двигатель А-01М
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 95,5 (130 л.с.)
Скорость движения, км/час 2,19
Рабочая длина пильного аппарата, мм 900
Грузоподъемность при вылете манипулятора 8 м, т 2,5
Дорожный просвет минимальный, мм 505
Давление в гидросистеме, МПа 19,6
Поворот платформы в горизонтальной плоскости, град. полноповоротный
Тип пильной цепи ПЦУ-30
Вылет манипулятора, м (минимальный/максимальный) 3,5 / 8,0
Производительность по чистому времени работы при среднем объеме хлыста 0,5 м3, м3 (шт. деревьев/час), не менее 65 (130)
Эксплуатационная масса, кг 19 600
Ходовая система Балансирная 10-катковая тележка
Габарит машины, мм:
- ширина 3 000
- длина в транспортном положении 8 280
- высота в транспорном положении 5 400

Валочно-пакетирующая машина
ЛП-19

Машина при заготовке деревьев движется по оси ленты, ширина которой составляет 14-15 м. В цикл работы входят захват и срезание деревьев и формирование из них пачек, которые укладывают на землю под углом к волоку или параллельно оси волока, вслед за машиной.

Разработка лесосеки с применением ЛП-19Цикл заготовки дерева выполняется в следующей последовательности. Двигаясь по оси осваиваемой ленты, оператор подъезжает и останавливает машину у группы деревьев, которые поочередно срезает и укладывает в пачку. При повороте стрелы к дереву оператор поворачивает платформу машины так, чтобы ось стрелы совместилась с осью дерева. Захватно-срезающее устройство подводится к дереву манипуляциями гидроцилиндров стрелы, рукояти и поворота стойки захвата. При глубоком и плотном снеге корпус пильного механизма следует внедрять в снег в два-три приема, для чего захватно-срезающее устройство не доводят до ствола на 40…50 см, постепенно продвигая его вперед и опуская в снег. Перед спиливанием зажатому в захватно-срезающем устройстве дереву сообщают натяг, чем достигается беззажимное спиливание ствола.

Крупные деревья можно валить с предварительным подпилом. Подпил производится на глубину порядка 0,25 dср. Число резов может быть один или несколько в зависимости от диаметра в плоскости резания dср. При необходимости подпила машина ЛП-19 должна выполнить маневрирование около дерева.

После спиливания дерево выводят от пня на волок с помощью манипуляций гидроцилиндров стрелы, рукояти. Вылет при этом должен составлять около 5 м, а ствол дерева быть наклонен в сторону машины. Вершина дерева размещается по центру осваиваемой ленты и не цепляться за вершины растущих деревьев. Поворот с деревом выполняется на вылете стрелы не более 5 м. При укладке дерева на землю, когда оно повернется к горизонту на угол около 45o, пильный механизм должен находиться не выше 1,5 м от земли, при этом зажимные рычаги открывают, не останавливая движение. По мере заготовки всех деревьев в пределах вылета стрелы машину передвигают к следующей группе деревьев.

Время цикла машины можно также сократить за счет выбора оптимальной зоны формирования пачки, при которой обеспечивается минимальный угол поворота. Оптимальное расположение пачек рекомендуется под углом 40...50o к продольной оси машины и впереди ее. Еще одним резервом сокращении времени цикла является применение ЗСУ с накопителем, особенно в маломерных насаждениях.

При движении машины по заболоченным участкам можно применять прием, при котором машина упирается ЗСУ в грунт и манипулятором помогает продвижению. Если машина не может выехать, можно манипулятором поочередно поднять одну сторону и положить под гусеницу отрезок ствола, затем под другую, после чего начать движение.

Перемещение машины из лесосеки в лесосеку можно выполнять или своим ходом (на небольшие расстояния), или на прицепах-тяжеловозах. Во время движения своим ходом захватно-срезающее устройство должно быть поднято над землей на 1…1,5 м, поворотная платформа заторможена, а ведущие колеса гусеничного хода находятся сзади по направлению движения машины.

Основные элементы технологического цикла ВПМ ЛП-19
Наводка ЗСУ на дерево Зажим дерева Срезание Перенос дерева Поворот платформы с деревом Укладка дерева в пачку
Наводка ЗСУ на дерево Зажим дерева Срезание Перенос дерева Поворот платформы с деревом Укладка дерева в пачку

Другие модели ВПМ